Дидактическая игра как средство формирования интереса к учебной деятельности у детей
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Немаловажная роль здесь отводиться дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.
Включение в урок дидактических игр делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес к учебному предмету.
С психологической точки зрения интерес – это эмоционально-познавательное отношение к предмету или деятельности, которое побуждает к познанию непосредственно, независимо от других мотивов, то есть мотив и цель деятельности совпадают. Мотив лежит внутри деятельности. Интерес не является врожденным, изначально данным и неизменным качеством, он возникает, формируется под влиянием общения ребенка с людьми и, главное, под воздействием специально организованного воспитания и обучения.
Познавательный интерес заставляет личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знаний и понимания. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного мотива, механизма. Этот побудительный механизм содействует расширению кругозора, опыта ребенка, способствует его умственному развитию, обогащению и углублению знаний.
Познавательный интерес очень много вносит в учебную деятельность школьника:
Во-первых, он способствует глубине и прочности усвоения знаний. На основании своего богатого опыта русский педагог-мыслитель Н.И.Писарев говорил о том, что изучаемое по принуждению забывается при первом удобном случае, а усвоенное с интересом запоминается надолго и легко воспроизводится. Отсутствие интереса ведет к формальному усвоению материала и к недостаточному интеллектуальному развитию.
Во-вторых, интерес приводит к более успешному применению знаний на практике. Поскольку знания, приобретаемые с интересом, оказываются сравнительно более глубокими и разносторонними, они могут быть с большим успехом использованы в разнообразных условиях.
В-третьих, интерес к знаниям побуждает заниматься самообразованием. Сознание необходимости образования делает этот труд упорным и систематическим. Но подлинный успех обеспечивается лишь при наличии интереса к предмету.
В-четвертых, под влиянием интереса резко изменяется весь характер деятельности, которая становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, углубленной и радостной.
Для инертных умственно отсталых школьников характерным является пассивность, вялость, рассеянность, легкая отвлекаемость, отсутствие внимания и интереса к учебной работе, к мыслительной деятельности, для легко возбудимых детей характерна рассеянность, отсутствие сосредоточенности.
Так, Н.Б.Лурье утверждает, что многие ученики не проявляют к учению никакого интереса, избегают самостоятельного выполнения заданий, выполнение которых связано с преодолением некоторых трудностей.
А.Н. Завьялова подчеркивает интеллектуальную пассивность учеников коррекционных школ, отсутствие интереса к мыслительной деятельности.
Пути и средства развития познавательных интересов различны, но одним из эффективных средств пробуждения живого интереса к учебному предмету является дидактическая игра.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной категории детей. Дидактическая игра позволяет делать менее заметным переход к изучению серьезного, порой неинтересного учебного материала.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она является средством для
...
Читать дальше »